Знаний много не бывает?
Статья опубликована в пятнадцатом номере
журнала «НБИКС-Наука.Технологии»
Кричевский Г.Е.,
доктор технических наук, профессор,
Вице-президент Нанотехнологического общества России,
gek20003@gmail.com
О том, что знания – сила (Ф.Бэкон, 1597 г.) и что знания – движущая сила эволюции (Ч.Дарвин, 1809 г.), говорено и великими, и обычными людьми множество раз. Но при этом не добавляют, что речь идет о полезных знаниях, а не о знаниях вообще. Именно не о вредных, а о бесполезных знаниях и пойдет речь.
Не простой вопрос, как отделить бесполезные знания от полезных? Сегодня эти знания тебе не нужны, а завтра внезапно понадобятся. Можно сказать, что оптимальный набор базовых знаний должен обеспечить быстрое освоение новых знаний. Совсем просто – полученные знания должны научить тебя самостоятельно добывать новые знания, научить учиться. Где получает знание человек от рождения и до кончины? Это семья, детский сад, школа, вузы и, конечно, сама жизнь. Каждый источник вносит свой вклад в приобретение знаний и их полезное использование в широком смысле.
Знания, приобретаемые в семье, не очень зависят от ребенка. Его родили, и он попадает в семью, которую он для себя не планировал. И воспитание в семье, и набор знаний, который ему достается, зависят только от уровня знаний, характера и времени, которое ему уделяют родители. В многодетной семье большой вклад в приобретение знаний от старших братьев и сестер. Конечно, сам ребенок, его способность усваивать знания, не является пассивным объектом. Но это уже зависит от того, чем его наградила природа, гены его родителей и прародителей.
Детский сад бывает в жизни не у каждого ребенка. Но если он есть, то, безусловно, формирует характер маленького человека. Тут бесспорна роль воспитателей и окружающих детей. В детском саду проходят первые уроки социализации, проявляются первая дружба и товарищество. Или не проявляются. Детсадовский ребенок лучше готов ко всем перипетиям школы, чем домашний ребенок.
Теперь о школе. Надо четко различать задачи, целеполагания начальной и средней школ. Ну и конечно высшая школа ставит, правильнее сказать должна ставить, особые задачи.
Ребенок идет в начальную школу, потому что его туда определяют родители, у самого ребенка нет никакой мотивации к получению знаний. Это воля родителей, которые передают право (по закону) обучать и воспитывать ребенка в школе. И теперь качество обучения, приобретения знаний нужных и не очень нужных и совсем не нужных зависят в значительной мере от того, в какую школу ребенок попал. А это в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе от возможностей родителей. Ребенок не является субъектом, он только объект. Начальная школа должна обучить ребенка бегло читать, грамотно писать, бегло считать. Идет дальнейшая социализация, надо научиться общаться со сверстниками и со взрослыми (учителя, от которых ты зависишь). Очень важно приобрести вкус к получению знаний. Уже в начальной школе ребенок должен понимать в какой стране он живет, что существуют другие страны, другие люди, не похожие на тех, кто его окружает, что они говорят на других языках. Что все люди очень разные, но они ЛЮДИ. После начальной школы ребенок должен быть готов продолжать учебу и получать новые знания в средней школе. Если, кто-то по какой-то причине не будет готов в полной мере, то его ждут большие трудности.
У средней школы иные, более высокие, более сложные задачи:
— Сформировать к концу обучения в средней школе гражданскую личность с определенным (очень важно, каким) мироощущением, мировоззрением современного человека, способного до конца жизни учиться, приобретать знания, быть готовым принимать самостоятельные решения.
— В средней школе должна продолжиться социализация на более высоком уровне, чем это происходит в начальной школе. Выпускник школы – это полноценный гражданин, отвечающий за все свои действия, уважающий других членов общества.
— По окончанию школы выпускник должен овладеть базовыми знаниями в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин, у него должна сложиться более или менее полная картина мироустройства (что Земля не стоит на трех китах, что миром правят законы физики, химии, биологии (живая природа) и что незнание этих законов может плохо закончиться и для отдельной персоны, и для цивилизации. У него должно сформироваться «зеленое» мироощущение и мировоззрение: природа и человек в ней –единое целое, в котором нельзя нарушать баланс.
— Желательно к концу школы (лучше не в самом конце) определить свои планы на ЖИЗНЬ: продолжать учебу в высшей школе, на время сделать паузу в учебе, или совсем остановиться в формальной учебе и получать знания самостоятельно. В этом большую роль играют родители, но иногда они перегибают палку из любви к детям.
— После окончания школы выпускник должен быть готов к самостоятельной жизни в той или иной форме. А для этого в средней школе мальчикам и девочкам должны давать навыки и умения (по выбору), чтобы они могли найти работу после школы, если они не смогли или не захотели идти в ВУЗы. Мальчики могут приобрести навыки к ремонту различной техники, девочки могут подготовится к работе в детских садах, в лечебных учреждениях. Это навскидку.
Под этим углом зрения и должен происходить отбор, набор предметов в средней школе. Выпускник должен быть готов не только поступать в ВУЗ, но и не пропасть, не потеряться, если он не поступил или не хочет поступать. Он не должен быть беспомощным на современном жестоком рынке труда. Он должен найти работу, ему должно государство помочь найти работу, и он должен продолжать учиться, приобретать знания, навыки, умения самостоятельно, проживая жизнь взрослого человека.
Совсем иные цели у высшей школы. Она, прежде всего, готовит СПЕЦИАЛИСТОВ в определенной области наук и практик. При этом исходят из того, что поступающий в ВУЗ молодой человек – это самостоятельно мыслящий, мотивированный на получения знаний в определенном направлении, которые он будет использовать в свой профессии. Это, конечно, идеал. На самом деле значительная часть выпускников самостоятельно или при участии родителей выбирают высшее образование по другим причинам: для мальчиков уход от армии, для всех – «ну как без диплома?». Но, конечно, многие мальчики и девочки находят свое призвание достаточно рано и чаще всего это физика, математика, лицедейство. Со мной в параллельном классе учился мальчик, его гениальность была видна всем, и ученикам и учителям. Так он и стал известным академиком. А еще один мальчик почти не уступал ему. Но, к сожалению, его психика не выдержала тех математических идей, которые переполняли его голову. В десятом классе попал в «дурку».
В высшей школе беда с избыточными знаниями. На собственном примере: работая на производстве химиком-технологом, преподавателем в ВУЗе, ведя серьезную научную работу, я использовал не более 60-70% знаний, которые мне обязательно надо было усвоить за 5 лет обучения. Все остальное добывалось собственными силами после ВУЗа. Я не буду перечислять, какие предметы были лишними. Это может сделать каждый выпускник разных ВУЗов сам. За счет этих излишних знаний можно было дать много в области будущей специальности.
Современная высшая школа развивается в нескольких направлениях:
- Освоение и совершенствование обучения онлайн. От этого никуда не денешься. Пандемия только подхлестнула этот тренд. Онлайн обучение более демократично, более доступно, не привязывает студента к конкретному ВУЗу. Он может слушать лекции лучших профессоров из университетов всего мира (правда, надо знать языки). Эти лекции выложены в интернете и бесплатны чаще всего. Но это лекции. А практические занятия, лаборатории, классы мастерства в творческих ВУЗах, конечно, должны вестись офлайн.
- Обучение в ВУЗах должно быть междисциплинарным, межпредметным. Вся жизнь, и природная, и рукотворная не разделена по полочкам, как предметы в школе или кафедры в ВУЗАХ (физика, химия, математика, биология), все взаимосвязано, проникает друг в друга. В любом серьезном проекте требуется комплекс знаний в разных областях и команда разных специалистов. Надо учить будущих специалистов тому, что знаниями в одной области сложные задачи не решить. Нужно также научиться работать с людьми других специальностей, находить с ними общий язык. Часто это не достигается, и проект страдает.
- Очень полезно для всех направлений обучения как можно раньше увлечь, привлечь студента к творческой работе по профессии. В разных направлениях это может реализоваться по-особому. В естественно-научных и инженерных направлениях это научная работа студентов уже на младших курсах. В творческих ВУЗах своя специфика. Там творчество во все время обучения.
- Построение учебных планов должно способствовать работе и участию в обучении, приобретению знаний обоих полушарий мозга. Для этого учебные планы по естественно-научным и инженерным направлениям должны содержать дисциплины по выбору гуманитарного характера, в творческих и гуманитарных направлениях студент может выбирать дисциплины, которые дают общие, базовые представления о том как устроен материальный мир (мир физики, химии, биологии). При таком подходе оба полушария мозга, отвечающие за рацио- и эмоцио-, будут задействованы. Физики приобретут любовь к лирике, а гуманитарии не будут верить всяким кудесникам и шаманам.
Такой положительный опыт был у автора этого текста. Когда я заведовал выпускной химико-технологической кафедрой в Московском Текстильном Институте, то я задумал, помимо подготовки классических химиков-технологов в области «химии текстиля», организовать выпуск «химиков-колористов». Несмотря на то, что такие специалисты были нужны текстильной промышленности, меня большинство моих коллег не поддерживало (им пришлось бы самим подучиться, напрячься). И все же мне удалось «пробить» эту специализацию в министерстве и ректорате. И обучение пошло. Больше всего были довольны студенты. Ну как же – учебный план содержал помимо традиционных дисциплин научно-естественного, инженерного и специального направления еще необычных пришельцев из творческого направления (история искусств, орнамента, основы композиции и рисунка). На финише студенты выполняли дипломную работу в материале. Выбирали сами сюжет рисунка и выполняли его разными способами батика на разном текстиле. Сами выбирали технологию и рецепт печати. Затем эта работа защищалась. Кому это не понравится? Но «не долго мучилась старушка в злодейских опытных руках». Я по не зависящим от меня обстоятельствам вынужден был уйти из МТИ и перенес этот проект в другой ВУЗ (Заочный институт текстильной и легкой промышленности), где я многие годы заведовал кафедрой химии текстиля, кожи и химических волокон). Но и там ВСЕ закончилось несколько лет тому назад.
Этот опыт, когда учебный план нацелен на формирование гармоничной личности специалиста с развитыми двумя полушариями мозга, может быть применен при подготовки специалистов любого направления. Только вот ликвидировали все текстильные направления. А зачем они нужны? В стране практически нет текстильной промышленности. Значит, не нужны и специалисты. Текстиль, одежду купим у китайцев (когда-то я их учил специальности, теперь они учат весь мир). К сожалению, с болью в сердце, как специалист считаю, что легкую и текстильную промышленность, как и другие производящие отрасли, в сегодняшней России возродить не удастся. Да никто и не ставит такие цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Все мои рассуждения о системе образования, конечно, носят общий характер, но из них следует, что отечественная система образования не современна и требует радикального реформирования. Но одну отдельную область деятельности человека нельзя реформировать, поскольку она связана со всеми другими областями наук и практик. Для этого у общества и элиты должны быть одни интересы и цели. Пока этого нет, можно только готовиться к изменениям. Если не подготовиться, то получится то, что неоднократно происходило в истории России.